icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Время в Татышле
12:34
Пятница, 29 Марта
Рекламный баннер 990x90px top

Северный Кавказ под турецким прицелом

02:28 11.08.2020

Александр Куплеваций, журналист-международник

Режим Эрдогана, исповедующий одновременно идеологию неоосманизма (восстановления Османской империи в том или ином виде), пантюркизма (единения тюркских народов) и отчасти неоисламизма, по-прежнему стремится влиять на российский Кавказ. В ход идут самые разные методы и инструменты, включая диаспоры кавказских народов в Турции.

Так, в ситуации со сносом памятника русским солдатам-героям Кавказской войны в Адлере российское гражданское общество в первую очередь обратило внимание на, мягко говоря, странное поведение наших чиновников. Однако не сразу из тени вышла очень значимая роль в лоббировании этого скандального решения черкесских диаспор в Турции и на Ближнем Востоке. Их структуры, как и черкесские активисты в России, всячески спекулируют на спорных и скорбных страницах Кавказской войны. Тогда русская армия и гражданская администрация шли вперед, расчищая Кавказ от хаоса, разбоя, варварства и работорговли. Это, в частности, привело к такому явлению, как «мухаджирство» - исходу значительной части черкесского населения, не захотевшего принимать предложенное им российское подданство, в Османскую империю.

Данные спекуляции вполне открыто поддерживаются и турецкими официальными кругами на самом высшем уровне. Так, в мае пресс-секретарь МИД Турции Хами Аксоя опубликовал заявление, приуроченное к очередной годовщине депортации крымских татар и заодно к черкесскому «Дню памяти жертв Кавказской войны». В нем он, в частности, назвал мухаджирство «насильственным выдворением с родных земель», в результате которого «погибло большое число представителей этого кавказского народа». «Произошла трагедия целого народа, которую мы также вспоминает с горечью. Турция разделяет боль крымских татар и черкесов, с уважением чтит память погибших в период депортации. Это нестираемая боль нашей общей памяти», - заявил пресс-секретарь. Кроме того, в «день памяти» на турецкой территории черкесские активисты организовали пять акций с антироссийскими лозунгами - в Стамбуле, Анкаре, Анталии и провинции Хатай.

Проблемой «мухаджирства» и Кавказской войны вмешательство турецкоподданных кавказского происхождения (с благословения властей) во внутреннюю жизнь России не ограничивается. К примеру, на днях представители черкесской диаспоры, призвали главу Кабардино-Балкарии Казбека Кокова взять под личный контроль расследование уголовного дела в отношении руководителя общественной организации «Хабзэ», известного черкесского националиста Мартина Кочесоко, обвиняемого в хранении наркотиков в крупном размере. В обращении говорится, что Кочесоко задержали лишь потому, что он является «одним из активных общественных деятелей черкесской молодежи, последовательно и принципиально защищающим и отстаивающим права и интересы своего народа».

По религиозной линии туркам удалось завоевать поддержку и расположение немалой части северокавказского мусульманского духовенства. Это проявилось, например, в ситуации с приданием исламского статуса собору Святой Софии в Стамбуле. Муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов заявил, что «разделяет удовлетворение верующих Турции». «Время настало, и Эрдоган, как политик, истинный мусульманин понимает это. Я не буду уходить в конспирологию, рассуждая, хотел ли он этим увековечить свое имя или обрести дополнительный политический вес и продемонстрировать свою власть. Целей может быть много, но я на первое место ставлю веру, и суть всего произошедшего - в этом», - заявил он. Заметим, что в Северной Осетии в последнее время фиксируется ненулевая напряженность в плане исламского экстремизма – глава республики Вячеслав Битаров в беседе с секретарем Совбеза Дмитрием Медведевым недавно признался: «В республике сегодня остается сложная криминогенная ситуация, в частности, связанная и с участием жителей республики в бандформированиях, в том числе - в составе бандформирований ИГИЛ [запрещенная в РФ группировка] за рубежом. [Зарегистрировано] более 30 человек на сегодняшний день, <…> которые участвуют в таких бандформированиях».

Стремятся турки и к усилению влияния на Кавказе по линии «мягкой силы», в частности, культуры. Например, 24 декабря именем ногайской поэтессы Кадрии Темирбулатовой (трагически погибла в 1978 году неполных тридцати лет от роду) была названа улица в турецком городе Ялова, в районе Чифликкей. В трех городах Турции была презентована ее книга. Церемонию открытия улицы Темирбулатовой посетила делегация из Ногайского района Дагестана. Присутствовали глава города, глава муниципалитета Чифликкей, генеральный секретарь международной организации тюркской культуры TURKSOY Гусейн Касеинов.


Пандемия коронавируса, разумеется, чисто технически осложнила и замедлила процесс турецкого проникновения на российский Кавказ. Хотя и COVID-19 турки постарались использовать в свою пользу – при широком и шумном освещении СМИ была отправлена медицинская помощь в Дагестан, по линии осетинской диаспоры и содействии официальной Анкары – в Северную Осетию, были подготовлены грузы для Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Но совершенно очевидно, что эта экспансия будет в той или иной форме продолжаться и усиливаться, вполне возможно, что и после нынешнего президента, а при нем – точно. Добавим, что «возвращение» Кавказа является предметом и неосманистской политики Анкары, чьи сети раскинуты от Крыма до Ливии, и пантюркистской, дотягивающейся не только до Поволжья, но и до Тувы и Якутии.